Одесский оперный театр

 В каждом городе есть свой символ. Символ — это место, куда первым делом ведут туристов, символ — это объект, который изображают на открытках и магнитах, символ это место, куда приезжают фотографироваться молодожены. В Одессе, основанной и построенной европейцами, и внезапно разбогатевшей в начале девятнадцатого века, символом стал театр.

2. Первый одесский театр был открыт в 1810 году, но уже в 1873, к несчастью, сгорел. Но богатая и полная знатными людьми Одесса не собиралась мириться с таким положением дел — уже в 1887 году был построен новый театр, сохранившийся до наших дней.

3. Новое здание было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, построивших в Европе около пятидесяти театров.

4. Прототипом одесскому театру, возведенному в стиле венского барокко, послужила дрезденская опера.

5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.

9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

10. «Одесский театр лучший в мире!», — так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго — уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

11. Система кондиционирования воздуха.

12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

13. Электрощитовые.

14. Закулисье. Справа — белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

15. Декорации одного из спектаклей.

16. Одна из самых высоких точек театра — место над сценой.

Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.

18. Вестибюль с английской стороны театра.

19.

20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

21.

22.

23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

24.

25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

26. Гардероб в фойе одного из ярусов.

27.

Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.

28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.

30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой — шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

35.

36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

37. А на сцену выходят лучшие артисты.

38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

39. Разве это не прекрасно?

В виде маленького бонуса мы поднимемся на крышу театра.

40. Скульптура над главным входом, покровительница искусства Мельпомена в колеснице, запряженной четырьмя пантерами, является наглядным изображением аллегории «лишь сила искусства способна покорить звериную дикость»

41.

42. На балюстраде по всему периметру театра расположены шестнадцать не повторяющихся скульптур младенцев-амуров.

43. Купол театра.

44.

45. Улица Ришельевская.

46. Слева направо: улица Ланжероновская, дом Василия Васильевича Навроцкого, статуи на балюстраде театра.

47. Дом Василия Васильевича Навроцкого, владельца, редактора и издателя популярнейшей некогда газеты «Одесский листок».

48. На переднем плане — здания в переулке Чайковского, на заднем — Одесский залив.

49. Ланжероновская улица, переходящая в одноименный спуск, Одесский порт.

50. Фонтан перед зданием театра, некогда Английский клуб, ныне реставрирующийся музей морского флота.

51. Театр является наглядным примером того, как выглядит ухоженная и приведенная в порядок Одесса.

Источник

Одесский оперный театр: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добавить изображение
:) ;) :( :arrow: :thumb: more »

Вы можете добавить изображение к комментарию нажав сюда.

Protected by WP Anti Spam